Катание на горных лыжах несложно. Этому легко может научиться любой человек, даже ребенок. Требуется: желание, твердое намерение, экипировка, ну и, конечно, горный склон. Стили катания на горных лыжах разнообразны. Среди них: фристайл, фрирайд, ски-кросс, экстремальный карвинг, катание по бугристой трассе. В их основе лежит владение базовой техникой горнолыжного катания универсально-рекреационного характера.

Основы управления горными лыжами

Начинать обучение следует с уяснения принципов управления горными лыжами:

  • управление направлением движения;
  • управление торможением;
  • управление собственным телом для выдерживания равновесия при езде;
  • умение выбирать оптимальный путь.

Управление направлением движения

В момент движения лыжи управляются (направляются) двумя способами:

  • всей ногой с участием колена;
  • движением в голеностопном суставе с сохранением колена неподвижным.

Первый вариант позволяет придать движению больший импульс и, соответственно, изменить направление кардинально. Второй вариант подходит для легкого подруливания и корректировки траектории. Эти два метода используются взаимодополняемо и комбинируются в процессе катания автоматически.

Управление торможением

Основной плюс горнолыжного катания – отсутствие необходимости расходовать силы на движение, как того требует, например, катание на обычных лыжах по ровной местности. Энергию движению придает горный спуск. Но этот плюс оборачивается и минусом: для того чтобы погасить скорость движения, требуется затратить силы на торможение. Управление торможением важно также и потому, что от него зависит безопасность горнолыжника.

Даже тот, кто ни разу не стоял на горных лыжах, слышал о кантах. Именно эти «заостренные» стороны лыж и являются тем функциональным элементом, позволяющим осуществлять торможение (а также повороты).

Торможение на кантах осуществляется следующими способами:

  • универсальное боковое соскальзывание;
  • торможение плугом на прямых спусках;
  • торможение упором на косых спусках.

Уроки должны включать в себя обучение всем трем видам торможений.

Управление собственным телом

Лыжник вместе с лыжами составляет единое целое. Правильно управлять движением и тормозить – недостаточно для того, чтобы хорошо кататься на горных лыжах. Необходимо также учиться управлять телом в динамике горнолыжного спуска. Для этого всегда стремитесь сохранять положение корпуса в положении максимально близком к вертикальному: при скольжении, траверсе, в повороте или осуществляя торможение. Удержание равновесия при движении по горизонтальной поверхности заложено в нас на уровне рефлекса. Это значительно проще, чем управлять телом, например, при прыжке с парашютом.

Умение выбирать оптимальный путь

Чтобы кататься на горных лыжах и получать от этого удовольствие, нужно выбирать оптимальную траекторию спуска, реагировать на возникающие препятствия в виде изменений рельефа или помех в виде сноубордистов или других лыжников.

Начинающему горнолыжнику следует знать о линии ската со склона, т. е. пути, на котором он будет испытывать наименьшее сопротивление, чтобы иметь возможность развить максимальную скорость. Линия ската существует во взаимосвязи с особенностями рельефа. Опытный лыжник видит ее с вершины и чувствует в ходе спуска.

Базовые технические элементы

Для тренировки выбирайте простые склоны без ям, бугров и движущихся препятствий в виде других лыжников. Вероятность того, что вы сможете все это объехать или своевременно затормозить, крайне мала.

Основная стойка

Базовая позиция горнолыжника при катании:

  • ноги расставлены примерно по ширине плеч;
  • лыжи стоят параллельно друг другу;
  • колени полусогнуты;
  • корпус удерживается вертикально, не следует нагибаться вперед;
  • руки с палками расставляются широко.

Простое скольжение

Скольжение или соскальзывание, или «шус» обеспечивает наибольшую скорость при спуске со склона. Это – самый простой элемент горнолыжного спорта.

  1. Встаньте на линию ската со склона в базовую стойку.
  2. Начните скольжение вниз под действием силы тяжести.
  3. Контролируйте, чтобы лыжи не разъезжались и не съезжались; они должны находиться параллельно с фиксированным расстоянием между собой.
  4. Смотрите вперед на несколько метров, не на лыжи.
  5. Сохраняйте базовую стойку в процессе соскальзывания; не отклоняйте корпус от вертикального положения.
  6. Тренируйтесь управлять лыжами, отклоняя для этого ноги в колене или в голеностопном суставе.
  7. Важно распределять нагрузку на обе ноги одновременно. Иначе можно поехать не по линии ската, а под углом к ней.

Несоскальзывание и боковое соскальзывание

Для того чтобы не соскальзывать, используют канты. Горнолыжник становятся поперек линии ската на внешние канты, которые под действием силы тяжести врезаются в снег и предотвращают какое-либо движение. Если этот маневр предпринять, осуществляя свободное скольжение по склону, то скольжение заменится на боковое соскальзывание с торможением. Это – красивый маневр, технику которого нужно отрабатывать с самого начала обучения: на месте, затем – на спуске.

Важное правило: если при свободном скольжении загруженная часть лыжи проскальзывает быстрее, то при закантовке, наоборот, загруженная часть тормозит. Гармоничное комбинирование скольжения и бокового соскальзывания говорит об удовлетворительном владении техникой катания на горных лыжах.

Переход в боковое соскальзывание и выход из него осуществляется при помощи силы ног, которые, как уже говорилось, отклоняются для этого в коленном и голеностопном суставе. Найдя видео в интернете вы можете ознакомиться с тем, как делать и с чего начать боковое соскальзывание.

Развороты

Чтобы кататься на горных лыжах, следует научиться сохранять высокую степень маневренности. Для нетренированного человека лыжи – это «обуза», которая существенно осложняет подвижность. Новички часто неуклюже шагают по склону, производя ощущение скованности и зажатости. А скованный и зажатый человек не сможет правильно и с удовольствием кататься. Исходя из этого, всем новичкам может быть рекомендовано тренировка разворотов на месте. Они позволяют научиться контролировать ноги с надетыми на них лыжами. Ниже описана техника двух видов разворотов на месте.

Разворот звездой представляет собой поступательные движения ногами по кругу.

  1. Палки ставятся чуть впереди лыж или так, чтобы препятствовать соскальзыванию.
  2. Задник одной из лыж открывается от поверхности (носок остается на месте) и переносится на 15-25° ; C в сторону поворота.
  3. Вторая нога повторяет за первой.
  4. Повторяйте, пока не окажетесь лицом в нужном направлении.

Разворот быком на 90° принципиально не отличается от разворота звездой.

Техника его выполнения следующая:

  1. Встаньте перпендикулярно линии ската на внешние канты.
  2. Поставьте палки так, чтобы предотвратить соскальзывание.
  3. Отведите задник верхней лыжи (оставляя носок на месте) на как можно больший угол.
  4. Вторая лыжа ставится параллельно первой.
  5. Задник первой лыжи отводится еще раз настолько, чтобы лыжник оказался в позиции плуга в направлении линии ската.

Разворот быком удобен тем, что его можно сделать быстро, приняв в конце тормозящую позицию.

В обучении вам пригодятся универсальные рекомендации:

  1. Начинайте отрабатывать уроки и технику езды на склонах с небольшим углом, ровной площадкой в конце и минимальным количеством людей.
  2. Приучите себя к тому, что руки должны быть продеты в петлю на лыжных палках.
  3. Запомните: лыжные палки существуют для придания равновесия и, в некоторых случаях, для опоры, а не для торможения. Тормозя палками, вы можете получить травмы.
  4. Работайте ногами, корпус держите в тонусе, но неподвижным.
  5. Не сутультесь: держите спину прямо, смотри вперед.
  6. Перед тем как начать тренировки на склоне, попробуйте походить на лыжах по ровной местности без палок.
  7. Если падаете, делайте это на бок.

Используйте полученные уроки и в заключение посмотрите еще одно видео о технике горнолыжного катания.

«Пьянта су!» или горные лыжи глазами тренера Гуршман Грег

2.1. Основы обучения современной горнолыжной технике

Общий подход к обучению технике выполнения поворотов

Описанию техники выполнения поворотов посвящено немало книг и статей. Однако ни в одной из них я не нашёл простых и понятных объяснений того, что происходит в современном резаном повороте. Тренер, работающий с юниорами, должен уметь объяснить все элементы техники предельно просто и доходчиво. А это значит, что он должен и для себя понимать современную технику в рамках отдельных простых элементов. О конкретных элементах техники разговор пойдёт ниже. Здесь я бы хотел остановиться на выведенном мною определении выполнения поворота, которое, как мне кажется, существенно помогает при обучении элементам техники.

Итак, выполнение поворота - это создание условий, необходимых для того, чтобы поворот произошел, вместо приложения усилий для поворота лыж.

В этом незамысловатом определении кроется суть подхода к обучению современной технике. Обучение должно быть направлено только на отработку тех элементов, которые создают условия для резания максимально чистой дуги поворота. На это должны быть направлены все прогрессии упражнений, как в свободном катании, так и на трассе. О том, что конкретно создаёт условия для выполнения технически идеального поворота, разговор пойдёт в последующих разделах этой главы.

При работе над отдельными элементами техники очень важно создавать правильный биомеханический рисунок (последовательность движений) на каждой стадии обучения. Весьма распространённой ошибкой неопытных тренеров является создание так называемых антирисунков.

Создание биомеханического рисунка движений. Антирисунки и как их избегать

Как уже было сказано выше, биомеханический рисунок - это определённая последовательность движений. Многократное повторение конкретной последовательности движений вырабатывает так называемую мышечную память. Не буду вдаваться в детали этого сложного и не до конца изученного нейромышечного процесса. Нам, тренерам, нужно знать лишь основной принцип: мышечная память позволяет спортсмену воспроизводить биомеханический рисунок. Именно поэтому тренерам очень важно создавать прогрессии упражнений, ведущие к тому же рисунку движений, что и в настоящем повороте. Иными словами, результатом любой прогрессии или совокупности прогрессий всегда должен являться поворот в полной законченной форме. Очень часто я наблюдаю за работой тренеров, подопечные которых бесцельно выполняют различные, не связанные между собой упражнения. Как правило, подобная работа приводит к созданию как нужных, так и ненужных навыков, вырабатывая неправильную мышечную память и, соответственно, создавая биомеханический антирисунок. Антирисунок содержит в себе определённые движения или последовательности движений, которые идут вразрез с правильной техникой выполнения поворотов. Не стоит забывать, что избавляться от антирисунков значительно труднее, чем изначально развивать правильный рисунок.

Для большей ясности приведу пример весьма популярного упражнения, создающего, на мой взгляд, биомеханический антирисунок. Заключается оно в следующем: спортсмена просят взять одну лыжную палку и держать её горизонтально перед собой на уровне плеч, при этом выполняя повороты слалома (вне трассы). Нетрудно догадаться, что данное упражнение преследует своей целью улучшение дисциплины рук в слаломных поворотах. Цель, безусловно, неплохая, но посмотрим, достигается ли она и к каким последствиям на самом деле приводит предложенное тренером упражнение. Мой опыт показывает, что при выполнении юниорами данного упражнения на склоне средней крутизны происходит следующее: баланс спортсменов смещается назад, к пяткам лыж; буквально после пары поворотов ухудшается и совершенно пропадает перецентровка; сужается ведение лыж и появляется статичность; в ряде случаев резаный поворот просто пропадает и заменяется толканием лыж вбок. Это лишь самые очевидные побочные явления, сразу бросающиеся в глаза. Уверен, что подобных эффектов не будет наблюдаться у слаломистов высокого класса просто потому, что их биомеханический рисунок находится на таком уровне, что его весьма сложно изменить несколькими поворотами. Тем не менее для юниоров с ещё не сложившейся техникой повторение этого упражнения может принести гораздо больше вреда, чем пользы. Даже если это упражнение и дисциплинирует положение корпуса и рук в повороте, оно полностью нарушает баланс и работу ног. Более того, положение корпуса и рук, развиваемые этим упражнением, тоже гораздо более статичны и создают ощущения, которые далеки от тех, что испытывает спортсмен в настоящем повороте слалома.

Итак, на этом весьма простом примере видно, как легко при самых правильных намерениях создать антирисунок. Конечно, всё это познаётся лишь на практике. Например, то же самое упражнение, выполненное без палок (просто с вытянутыми впереди на уровне груди руками) или с палками, взятыми не за рукоятку, а посередине, гораздо реже создаёт антирисунок и действительно положительно влияет на положение корпуса и рук в повороте. Порой трудно предсказать, принесет ли упражнение должный результат, не увидев его в исполнении конкретного спортсмена. Иногда тренер может почувствовать возможность создания антирисунка, выполняя упражнение сам. Однако не стоит сравнивать баланс и технические навыки хорошего тренера с возможностями юниоров. То, что порой ощущается тренером как полезное упражнение, не всегда может привести к нужному результату у юниоров. Мы все делаем ошибки и порой предлагаем спортсменам упражнения, при многократном повторении имеющие потенциальную возможность создания антирисунка.

Ещё одной причиной создания антирисунков является прямое копирование техники старших спортсменов и даже звёзд с Кубка мира. Безусловно, наблюдая видеозаписи лучших в мире горнолыжников, можно лучше понять и проанализировать определённые элементы техники. Однако тренер должен чётко доносить до спортсмена разницу между грамотным анализом и слепым копированием. Вот что сказал об этом отец и первый тренер неоднократного обладателя Кубка мира норвежца Кьетиля Андре Аамодта: «Копирование юниорами техники спортсменов высокого класса очень вредно и порой опасно. Ни в коем случае не стоит копировать конечный результат, не зная и не понимая того, как тот или иной спортсмен пришёл к этому. Гораздо лучше повторять все те шаги, что привели данного спортсмена к успехам...» Я полностью разделяю данную точку зрения. Именно повторение системы подготовки великих спортсменов может привести юниоров к овладению такой же техникой.

Тренерам важно внимательно следить за спортсменами, выполняющими прогрессии упражнений, и задаваться вопросом - а не развиваем ли мы очередной антирисунок в ходе усвоения навыков? Тренеры, не задающиеся этим вопросом, как правило, в своей работе сражаются с многоголовой гидрой. Они с усилиями отрубают одну голову, в то время как непонятно откуда появляется другая. Этот бесполезный бой может продолжаться бесконечно и победного конца ожидать не приходится. Зато внимательный, вдумчивый тренер, избегающий антирисунков, почти всегда добьётся определённых результатов в рамках физических данных спортсмена.

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 2, Часть 3 главы 10, 11. автора Кадочников Алексей Алексеевич

Часть II. Методические основы обучения

Из книги Греко-римская борьба: учебник автора Автор неизвестен

7.1. Общие основы методики обучения спортивной борьбе (Основу параграфа составляет материал учебника «Спортивная борьба», 1978) Если рассматривать обучение не только с точки зрения овладения техникой какого-либо движения, но и с позиций обучения всей системы организма

Из книги Тхэквондо [Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство] автора Шулика Юрий Александрович

Глава 6. Планирование обучения технике и тактике тхэквондо Содержание настоящей главы не должно преследовать цели предоставления исчерпывающего учебного материала для организации многолетней технико-тактической подготовки тхэквондистов, поскольку этому служит

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

Из книги Гири. Спорт сильных и здоровых автора Воротынцев Алексей Иванович

9.1. Общие основы методики обучения в видах спортивной борьбы (Основу параграфа составляет материал из учебника «Спортивная борьба», 1978)Если рассматривать обучение не только с точки зрения овладения техникой какого-либо движения, но и с позиций обучения всех систем

Из книги Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки автора Тихонов Владимир Федорович

Из книги Школа бокса в 10 уроках автора Атилов Аман

Из книги Основы рукопашного боя автора Бурцев Г. А.

Из книги Психология физического воспитания и спорта автора Гогунов Евгений Николаевич

Основы методики обучения боксу Необходимость при обучении боксу не только овладения техникой приемов, но и развития широкого комплекса специальных двигательных качеств и тактических способностей значительно осложняет процесс обучения и требует соблюдения

Из книги «Пьянта су!» или горные лыжи глазами тренера автора Гуршман Грег

Глава 1. Общие основы методики обучения рукопашному бою Базово-кустовой метод обучения рукопашному боюИсторически сложившиеся системы спортивных и боевых единоборств ориентируют обучаемых, как правило, на определенный способ ведения боя: каратэ и бокс - применение

Из книги Своды Славянской гимнастики автора Мешалкин Владислав Эдуардович

Из книги Штурмовой бой ГРОМ. Теория и методика тренировки автора Махов Станислав Юрьевич

2.2. Особенности современной техники Эволюция горнолыжной техники идёт постоянно. Достаточно бегло взглянуть на видеозапись кумира поколения тренеров 80-х Ингемара Стенмарка и сравнить её с записями звёзд нашего времени, Майера и фон Грюнигена в гиганте и Костелича в

Из книги Бегайте быстрее, дольше и без травм автора Брунгардт Курт

7. Взгляд современной медицины В развитом технократическом обществе парадоксальность жизни человека состоит в том, что его технические возможности резко возросли, по сравнению даже с недавними предками, благодаря компьютерам, современному телевидению, транспорту,

Из книги Техническая подготовка хоккеиста автора Мельников Илья Валерьевич

Тема 1 Основы методики обучения Характеристика двигательных навыков. Обучение штурмовому бою ГРОМ представляет собой процесс овладения целой системой двигательных навыков и широким спектром специализированных качеств и умений. Двигательные навыки в штурмовом бою

Из книги автора

Часть II Курс обучения позной технике бега Введение Совершенствование беговых навыков Забудьте об идиллии райского сада, где мы бегали босые и голые, пока Адам не сорвал с древа бега кроссовки с высокой пяткой. Когда-то давно (а в некоторых культурах и до сих пор так)

Из книги автора

Последовательность обучения технике владения коньками 1. основная стойка хоккеиста (высокая, средняя, низкая); 2. скольжение на двух ногах без отрыва коньков ото льда. Выполнение упражнения можно начинать с помощью с дополнительной подвижной опоры или с помощью партнера

Горные лыжи – один из самых популярных зимних видов спорта. Хоть он до сих пор считается относительно дорогим, но появление значительного количества новых курортов, открытие новых трасс в нашей стране способствует тому, что отдохнуть зимой в горах теперь стало намного дешевле. Ведь не нужно тратиться на дорогой перелет и визы. Но не забывайте, что лыжный отдых намного опаснее обычного загорания на пляже с коктейлем, особенно для новичков.

Езда коньковым ходом, фрирайд, карвинг, скоростной спуск – какой бы технике катания вы не обучались, помните: это достаточно травмоопасное занятие, поэтому соблюдать технику безопасности в нем крайне важно. Не менее важно разбираться в лыжном оборудовании, уметь правильно его подбирать и настраивать. Давайте же узнаем, какая техника катания на горных лыжах самая популярная, в чем ее особенности, как провести отпуск на склонах безопасно.

Если вы думаете, что вашего детского опыта использования для катания обычных беговых лыж достаточно, чтобы сразу забираться на склон, вы ошибаетесь. Вначале нужно научиться просто стоять на горных лыжах. Ведь их конструкция очень непростая и может вызвать недоумение у новичков.

Во-первых, стоит отметить, что с непривычки даже лыжные ботинки могут показаться чем-то ужасным. Ведь они достаточно тяжелые, в первое время вы вряд ли сможете в них с легкостью ходить. Но не отчаивайтесь! Совсем немного практики и вы будете передвигаться в лыжных ботинках, как профи!

Во-вторых, попросите помощи профессионала в том, чтобы помог подобрать вам правильно лыжное оборудование. Идеально, если первые занятия вам проведет опытный инструктор. Если же вы решили учиться сами, запомните главное правило, которому, в общем, стоит следовать при выборе лыж: их длина должна равняться вашему росту минус 20 сантиметров. Палки же подбираются по высоте так, чтобы тогда, когда они находятся перпендикулярно земле, ваши руки были согнуты в локтях под прямым углом.

Ботинки выбирайте просто по своему размеру, но под них нужно будет обязательно отрегулировать силу крепления к лыжам в зависимости от вашего веса. Проследите, чтобы в месте проката оборудования это было сделано!

В-третьих, научитесь стоять в правильной позиции для спуска. Кататься на лыжах нужно в таком положении: колени слегка присогнуты, корпус прямой и наклонен вперед, руки согнуты в локтях, плотно прижаты к корпусу. Запомните: запрещается кататься на прямых ногах! Это может привести к серьезным травмам коленных суставов.

Самый простой способ передвижения на лыжах

После того, как вы научились стоять, можно с легкостью научиться делать на лыжах первые шаги. Но перед тем, как садиться на подъемник и пробовать себя в спуске, учить технику карвинг или любую другую, освойте базовый шаг на ровной поверхности – коньковый ход.

Знать этот вид передвижения достаточно полезно. Он используется в горных лыжах для перемещения по ровным участкам трасс, для подъема на небольшие горки, для увеличения скорости во время спуска.

Суть конькового хода заключается в одноопорных скольжениях. Во время этого процесса нужно научиться чувствовать равновесие и управлять балансом своего тела, стоя на одной ноге.

Техника движений такая: займите базовую лыжную стойку (колени согнуты, корпус наклонен вперед), пятки сведены вместе, носки разведены. Одну ногу медленно начинайте двигать вперед, второй в этот момент отталкивайтесь от поверхности. Продвинувшись максимально, поменяйте ноги, перенеся баланс тела с одной из них на другую. Повторите движение.

Для того, чтобы коньковый ход получилось выполнить правильно, обратите внимание на такие моменты:

  1. Ноги должны стоять не широко.
  2. Вы выполняете качественный толчок опорной ногой.
  3. Лыжи не поднимаете высоко над землей во время смены ног.
  4. Корпус держите жестко и не раскачиваете.

Когда вы почувствуете, что относительно легко соблюдаете равновесие, ваши движение равномерны и достаточно плавны, можно переходить к освоению других техник катания, например, таких как карвинг.

Учимся тормозить и падать

Третьим важным моментом в освоении техники катания является умение правильно тормозить. Ведь это залог безопасности спуска и того, что в любой экстремальной ситуации вы будете знать, что делать, как минимизировать возможные последствия.

Существует 3 самых популярных техники торможения: «плугом», упором и разворотом лыж. В зависимости от вашего уровня нужно использовать одну из них. Новичкам стоит начинать с обучения торможению техникой «плуг». Она является самой простой и технически несложной. Если же вы профессионал, спуск, например, с помощью техники «карвинг» для вас не является проблемой, тогда тормозить лучше всего с помощью разворота лыж.

Техника «плуг»

Является самым естественным и простым способом снизит скорость и остановиться. Техника состоит в следующем: при спуске с небольшой скоростью при необходимости остановиться, нужно свести носки лыж максимально близко, пятки при этом разведите широко, чтобы получилась форма буквы «Л». Не забывайте о правильной позиции ног: они должны быть согнуты в коленях. Продолжайте скользить вниз, максимально сильно оказывая давление на пятки. Для этого отклоните корпус назад.

Эта техника достаточно простая, но ее минусами есть плохая маневренность, длинный тормозной путь. Она подходит для небольших скоростей на относительно пологих склонах.

Тормозим упором

Этот способ торможения подходит тем, кто уже не первый раз катается на лыжах. Его основные плюсы: достаточно короткий тормозной путь и быстрое снижение высоких скоростей.

Техника данного вида торможения состоит в том, что с большой силой вес тела нужно перенести на лыжню, которая находится выше. В этот же момент нижнюю ногу необходимо поставить на внутреннее ребро в положение перпендикулярно направлению спуска. Масса тела переносится упором на ногу, которая находится выше.

Данный вид торможения не представляет сложности для тех, кто уверенно стоит на горных лыжах. Он идеально подходит, если вы используете для спуска технику «карвинг».

Остановка с помощью разворота

Этот способ остановки подходит, скорее для «профи». Его техника состоит в следующем: при быстром спуске для остановки лыжи нужно синхронно развернуть перпендикулярно к склону. Вес тела при этом должен быть на верхней лыжне.

Несомненным плюсом данной техники является то, что она позволяет практически моментально погасить большую скорость. Тормозной путь при этом будет минимальным.

Но тормозить с помощью разворота не стоит людям, которые плохо соблюдают баланс во время движения, не чувствуют себя на 100% уверенно на склонах, так как при попытке выполнить такой маневр они могут легко упасть и травмироваться.

Также стоит отметить: научиться правильно падать не менее важно, чем научиться красиво ездить. Ведь падения в горнолыжном спуске неизбежны. Если вы знаете, что в таком случае делать, то не будете подвержены панике, соответственно сможете минимизировать риски получения травмы.

Правила правильного падения такие:

  1. Если вы чувствуете, что падение неизбежно, старайтесь максимально снизить скорость до контакта с землей.
  2. В момент падения руки должны быть прижатыми к корпусу.
  3. Всегда заваливайтесь только на бок, желательно, на ягодицу, а не на спину или локоть.
  4. Палки отбросьте подальше до того, как коснетесь земли. Если сделать это не успеете, прижмите их к корпусу. Но ни в коем случае не выставляйте вперед перед собой!

Самая популярная техника горнолыжного спуска

Если вы хорошо освоили технику конькового хода, умеете правильно тормозить и падать, самое время переходить к изучению техники «карвинг».

Карвинг или резаное ведение лыж – это техника упрощенного скоростного горнолыжного спуска, во время которой выполняются быстрые синхронные повороты обеими ногами. Когда лыжники катаются, используя, этот вид передвижений, остается резкая зигзагообразная линия, которая как бы вырезана на снегу. Отсюда и произошло название данной техники: карвинг переводится с английского как «резьба».

На протяжении длительного времени карвинг считался одним из самых энерго экономных видов спуска с гор, ведь от лыжника, по сути, не требовалось прикладывать никаких усилий. Все, что при этом нужно, — уметь соблюдать равновесие и тормозить.

Для того, чтобы эффективно освоить карвинг, постарайтесь найти относительно пологий и широкий склон, на котором катается мало людей. При этом предварительно вы должны научиться «кантовать» лыжи, уметь выполнять повороты с большим радиусом, тормозить с помощью упора или разворота. Лыжи нужно выбрать мягкие, с глубоким боковым вырезом и достаточно острыми кантами.

Суть данной техники заключается в следующем: при спуске нужно уметь оказывать такое давление на внутренние канты лыж, при котором они будут разворачиваться на бок. Такая сила, направленная на середину лыжи, помогает совершать повороты любого радиуса. Управление движением при этом должно осуществляться с помощью коленей. Радиус поворота при спуске зависит от скорости движения лыжника и непосредственно от силы кантования лыж.

Карвинг является в каком-то роде универсальной техникой спуска. При низких скоростях ее можно использовать для плавных поворотов, при больших – для эффектного спуска с малым радиусом разворота и большой силой кантования.

Эта статья – мое мнение по поводу обучения современной горнолыжной технике, отзыв на статью государственного тренера СССР Ю.С. Преображенского «Резаный поворот, обучение и современные лыжи»

Методика обучения

Методика обучения любителей развивается на основе техники чемпионов спортивных соревнований, включая могул и фрирайд. Так происходит и в Альпийских странах и в России.

Мы стараемся быстро воспринимать новое и, основываясь на разработках наших коллег из Франции и других стран, адаптируем методику обучения к нашей, удивительно разнообразной российской действительности.

Правильный выбор склона – основа успешного освоения техники. Если на начальном этапе обучения есть возможность постепенно увеличивать крутизну склона, а протяженность и качество подготовки склона позволяют, то мы рекомендуем использовать последовательности упражнений для прямого обучения параллельному, резаному ведению лыж.

В этом - идеальном случае, с самого начала в упражнениях используется резаный направляющий эффект современных лыж. Контроль скорости и торможение, на начальном этапе, осуществляется поворотом к склону до остановки или торможением плугом. Различные типы соскальзывания служат для выработки навыков закантовки - раскантовки лыж и торможения, и не изучаются, в данном контексте, как способ поворота.

На втором этапе обучения, когда лыжник совершенствуется, большое значение приобретают упражнения для выработки правильной переднезадней загрузки лыж, упражнения на боковой баланс и на особенности вертикальной работы в случае резаного ведения на современных лыжах. На страницах журнала последнее время появились статьи, посвященные таким упражнениям.

Методика обучения резаному повороту разработана довольно давно. Это отмечено в постановлении Коллегии центрального совета по туризму и экскурсиям (от 28 марта 1990 г № 4-15 и от 09 апреля 1990 г. № 5-32а) “О совершенствовании системы подготовки и повышения квалификации кадров для горнолыжного туризма, спорта и отдыха”. Конечной целью обучения там принимается резаное ведение лыж, коньковый поворот и шаг-жим. С тех пор, конечно, многое изменилось, и, благодаря развитию снаряжения, резаному повороту теперь можно и нужно обучать не только продвинутых, но и начинающих горнолыжников.

В самое последнее время, спортсмены, на этапах Кубка Мира, активно используют внутреннюю лыжу в повороте. Этот элемент будет включен в методику обучения в ближайшее время.

К сожалению, схему прямого обучения параллельному резаному ведению тяжело использовать напрямую на горнолыжных курортах России.

Карвинг, но не только

За последние несколько лет качество подготовки склонов на известных горнолыжных курортах нашей страны заметно улучшилось. Теперь основным их недостатком является малое разнообразие склонов. Часто, практически невозможно подобрать необходимую последовательность склонов, где горнолыжника сразу можно было бы учить только резаному повороту. К концу дня на насыщенных, узких участках трасс нарываются бугры, и состояние склона ухудшается. Всего, в России, от Камчатки до Центральных районов насчитывается более восьмидесяти горнолыжных центров. Многие из них не обладают снегоуплотнительной техникой или, из-за проблем с финансированием, не используют ее в необходимом объеме. Для начального этапа обучения необходимы протяженные склоны крутизной до семи градусов, которых крайне мало в России.

С другой стороны, практически во всех горнолыжных центрах России присутствуют склоны с пологими участками, где можно и нужно изучать элементы резаного ведения. В то же время для контроля скорости на крутых участках и маневров на узких частях склона мы рекомендуем изучать упражнения с проскальзыванием лыж в повороте. В этом случае, на начальном этапе обучения известная последовательность упражнений – плуг, упор внешней лыжей, шаг-поворот, основной поворот на параллельных лыжах по-прежнему востребованы. Инструкторам необходимо помнить, что упоровая техника – не самоцель, большинство лыжников способны пройти путь до шага поворота – за одно, максимум два занятия. С другой стороны любители горных лыж приезжают на курорт отдыхать, а не бороться за технику, поэтому обучение должно быть не только эффективным, но и комфортным.

Как только лыжник освоил простые упражнения – переходите к более сложным, не останавливайтесь на достигнутом. При плохой подготовке трасс следует использовать упражнения на разгрузку лыж сгибанием-разгибанием, различные гирлянды соскальзываний с разгрузкой лыж, использовать выпуклые участки склона и бугры для отработки разгрузки лыж и входа в поворот.

На этапе совершенствования следует обращать внимание на вертикальную работу и положение корпуса относительно нижней части тела. Как и в случае резаного ведения, важным элементом является независимая работа ног - баланс на внешней лыже, а в глубоком снегу - равномерное распределение загрузки лыж в повороте.

О горнолыжниках - любителях, инструкторах, и платных школах.

Мне кажется, что на сегодняшний день, в России, резаный поворот применяют те, кто посвятил его изучению и тренировкам определенное время. Это спортсмены, настоящие и бывшие, владеющие резаным поворотом и любители, посвятившие время его отработке.

К сожалению, в наше стране большинство любителей обучаются катанию сами, у родителей и друзей, а не у инструктора. В нашей стране только создается система платных школ, где любой мог бы научиться катанию на горных лыжах. Их мало, и мало из тех, кто уже научился основам продолжает заниматься с инструктором. Из за этого, общая культура горнолыжной техники в нашей стране оставляет желать лучшего.

Основная причина такого положения дел - в недостаточной подготовке инструкторов. Единицы из тех, кто работает инструктором, имеют высокую инструкторскую квалификацию. Пройдя обучение в школах инструкторов однажды, и получив удостоверение кандидата-инструктора, многие считают, что обрели багаж знаний для полноценной работы, и что им нечему больше учиться. За двух-недельную школу стать инструктором просто невозможно. Начальная подготовка инструктора дает лишь возможность работать, и не является достаточной. Необходимый объем знаний, требующийся для работы инструктором очень велик, и даже спортсменам и техничным любителям необходимо время для его изучения.

Вот что представляет собой программа школ повышения квалификации инструкторов: основы физического воспитания и спортивной тренировки, физиологические основы занятий горнолыжным спортом, организация горнолыжного спорта в России, горнолыжная техника, методика обучения, прикладная педагогика, тренировка, спортивный инвентарь и снаряжение, горы и опасности в горах, лавинная опасность, обеспечение безопасности и первая доврачебная помощь, работа горнолыжного центра и его инфраструктура, горнолыжные трассы, канатные дороги, функции ПСС, соревнования, правово-экономические вопросы работы инструктора и т.д.

Постепенно накапливая опыт, и, что обязательно, проходя школы повышения квалификации, инструктор может стать тем человеком, который способен привлечь любителей горных лыж.

В этой связи, хочется обратиться к руководителям горнолыжных центров и призвать их больше внимания уделять квалификации инструкторов, принимаемых на работу. Инструктор – лицо горнолыжного центра. Высококвалифицированные, техничные инструкторы привлекают внимание не только начинающих, но и продвинутых лыжников, создавая имидж курорта, где всё призвано удовлетворять потребности отдыхающих. Инструкторы, работающие по сопровождению групп в другие страны, также должны иметь высокую квалификацию, ведь они представляют лицо туристической компании отправляющей любителей в горы.

Инструкторы, обучающие любителей и продвинутых лыжников, подготавливают почву для прогресса Российских спортивных школ. С одной стороны общий уровень горнолыжной культуры повышается. С другой стороны, система платных школ сможет создать рабочие места для спортсменов, которые, по тем или иным причинам, заканчивают выступать в профессиональном спорте. Если молодые спортсмены будут уверены в завтрашнем дне, то они будут тренироваться с большей охотой и настойчивостью. Надеюсь, что создание системы платных школ и высокая квалификация инструкторов, приведет в будущем, наших спортсменов к победам в спортивных соревнованиях самого высокого уровня.

До встречи на склонах.

Добрый день, дорогие горнолыжники!

Вопрос о том, нужна ли современная спортивная техника инструкторам, в большинстве своем обучающим начинающих, обсуждается уже давно.

На протяжении ряда лет и в Северной Америке, и в Европе, инструкторские организации требовали от своих инструкторов владения определенной техникой катания, во многом даже не близкой к технике используемой ведущими спортсменами. Именно такой технике и обучались клиенты лыжных школ. Это обяснялось, как соображениями безопасности клиентов, так и просто недоступностью техники спортсменов массе инструкторов и их учеников.

Однако, ситуация существенно изменилась с появлением лыж новой геометрии. Осмелюсь сказать, что и инструктора, и их ученики вполне могут овладеть техникой выполнения резанных поворотов на подготовленном склоне близкой к той, которую демонстрируют спортсмены в свободном катании.

Безусловно, то, что делают спортсмены на трассе спуска или слалома, не нужно ни инструкторам, ни их ученикам. Тем не менее, плавное и динамичное катание на подготовленном склоне средней крутизны доступно всем, и инструктора просто должны уметь этому научить.

Уверен, что тогда нашими клиентами будут не только начинающие, но и опытные лыжники, желающие испытать новые ощущения карвинга, дающего контроль на гораздо большей скорости. К сожалению, пока большинство инструкторов как в России, так и на Западе, слабо владеют современной спортивной техникой и методами обучения таковой.

Нужно отметить, что ведущие иснтруктора-экзаменторы во всех странах владеют совремнной спортивной техникой на необходимом уровне.Хочу здесь это продемонстрировать на примере канадского инструктора, члена демонстрационной команды так называемого альянса Кандских инструкторов(CSIA).

Итак, попробуем сравнить технику спортсмена сборной Канады, выступающего на Кубке Мира и технику одного из ведущих инструкторов этой страны.

В свое время мой друг и соавтор этого сайта Грeг написал статью « « , в которой четко обозначены восемь основных элементов современной горнолыжной техники, которые должны соблюдаться как на трассе, так и в свободном катании.

Могу с уверенностью сказать, что лучшие инструкторы на Западе владеют основными элементами современной горнолыжной техники и берут ее за основу в процессе обучения студентов. Вот эти элементы:

  • лыжи параллельны во всех фазах поворота,
  • носки лыж на одном уровне,
  • угол закантовки обеих лыж одинаков,
  • параллельные голени и колени,
  • пересечение под и над происходят одновременно,
  • разгрузка вниз,
  • давление в линии падения склона и ранняя закантовка.

Давайте обратимся к раскадровкам и сравним технику спортсмена и инструктора.

На этой раскадровке представлен инструктор, а на нижней — спортсмен сборной Канады.

На первом кадре лыжник прошел линию падения склона, внешняя нога практически прямая, плечи и центр тяжести направлены в сторону движения лыж. На втором кадре инструктор заканчивает поворот, лыжи на одном уровне, руки на одинаковом расстоянии от корпуса. На третьем кадре поворот уже завершен, инструктор выполняет разгрузку вниз, при этом давление на обе лыжи одинаковое, углы наклона голеностопов почти равны, лыжи на одном уровне, руки на одинаковом расстоянии от корпуса. На пятом кадре лыжник начинает вход в следующий поворот, новая внешняя нога начинает распрямляться, колено внутренней ноги сгибается, центр тяжести смещается внутрь следующего поворота, лыжи ведутся широко. На двух последующих кадрах инструктор продолжает смещаться внутрь дуги поворота, тем самим увеличивая угол закантовки лыж.

На шестом кадре лыжник в линии падения склона, мы видим параллельные лыжи и голени, ширина ведения лыж сопоставима с шириной плеч. Корпус (плечи и таз) и лыжи направлены вниз по линии падения склона, угол закантовки обеих лыж одинаков.

Обратимся к раскадровке спортсмена выполняющего поворот на тренировочной трассе слалома-гиганта.


Полагаю, что схожесть выполнения технических элементов спортсменом и инструктором вполне очевидна. Я бы отметил у спортсмена чуть более широкую стойку и более явный слом в бедре в завершающей стадии поворота. Это вполне объяснимо, так как слом в бедре позволяет спортсмену удерживать большее давление на внешней лыже при прохождении флага, в то время как инструктору в свободном катании это не важно, и можно предположить, что на кадре 6 он идет уже с практически равной загрузкой лыж. Более того, как отмечалось Грегом, тенденцией современной техники является уменьшение ангуляция в повороте. Так что можно сказать, что техника данного инструктора даже более современна.

Особо хотел бы отметить в обеих раскадровках кадр 3. Оба лыжника демонстрируют практически одинаковое сбалнсированное положение между дугами, при котором углы наклона обеих голеностопов и коленей одинаковы, а кисти рук находятся на одинаковом расстоянии от плеч. Такая равновесная стойка позволяет полностью контролировать давление на носки лыж и их закантовку при инициации поворота.

Вполне очевидно, что на обеих раскадровках лыжники демострируют необходимые элементы современной техники. Как же это удается инструктору, не обладающему таким же уровнем тренированности и физической подготовки, как спортмен из сборной? Открою неболшой секрет. Спортсмен идет на жестких, практически прямых лыжах для слалома-гиганта длиной 191 см, в то время как инструктор использует мягкие лыжи с выраженным боковым вырезом длиной 155 см. Естественно, что такие лыжи не требуют очень высокой скорости для входа в поворот. Боковой вырез позволяет инструктору легко врезать лыжи на подготовленном склоне. Более того, относительно низкая скорость не создает инструктору проблем с пропусканием лыж под телом и перецетровкой. Полагаю, что именно такой вариант использования совремнной техники должен быть предложен нашим ученикам. Все что нужно — это подготовленний склон и любые современние лыжи длиной 155-160 см. Нужно отметить, что слаломные лыжи даже с магазинной полки могут быть слегка жестковаты. Желательно выполнять повороты среднего радиуса, близкие по форме к повортам слалома-гиганта, как делает это инструктор на раскадровке выше. Осмелюсь сказать, что я вижу в этом подходе ключ к успешному использованию совремнной техники инструкторами и их учениками. Полагаю, что очень немногие готовы выполнять подобные повороты на высокой скорости на длинних и жестких лыжах. Это скорее удел спортсемнов, а мы, инструктора, можем делать все то же самое даже более плавно и грациозно на меньшей скорости и безопасно учить этому своих учеников на мягких коротких лыжах.

По-прежнему, настаиваю что самоучением заниматься не стоит. Нужен знающий и видящий инструктор, человек который сможет увидеть ваши ошибки и показать методы и способы их устранения.

Всем желаю успехов в освоении современной горнолыжной техники!