Важное значение имеет эффективная система учета в процессе спортивной тренировки. Получая своевременную, полную и точную информацию о ходе подготовки игроков и команды позволяет хорошо организовать учет. Учету подвергается весь процесс подготовки, выполнение планов тренировочных занятий и выступления команд в соревнованиях, а также данные педагогического и медицинского контроля. Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и использования средств, методов и форм осуществления процесса спортивной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д. Анализ данных учета дает возможность не только контролировать, но и, активно вмешиваясь в учебно-тренировочный процесс, совершенствовать его. Важное значение имеет учет эффективности тренировочной работы в спортивном коллективе. Он является составной частью педагогического контроля за ходом учебно-тренировочного процесса. Применительно к воспитанию основное содержание учета - изучение показателей, характеризующих эффективность тренировочной работы в спортивном коллективе; анализ результатов этой работы за определенный период; выявление причин неудач, трудностей, недостатков. Учет осуществляется путем педагогических наблюдений, измерений, изучения письменных материалов и записей данных учета. Полученные данные группируются, обобщаются и сопоставляются с запланированными показателями тренировочной работы, на основе чего делаются выводы об уровне тренированности спортсмена. Эти выводы используются при дальнейшем планировании тренировочного процесса, проведении конкретных тренировочных мероприятий, а затем сообщаются спортсменам для активизации самовоспитания и закалки характера.

Эффективность учета заключается в его систематичности на всех этапах спортивной тренировки, в разносторонности изучения и оценки технических, тактических, умственных и волевых свойств личности спортсменов.

Учету показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах.

Этапный учет осуществляется в начале и в конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором - заключительным (итоговым). Проводится для подведения итогов тренировочной работы за этап (месяц) или период подготовки. Он ведется по соответствующим разделам рабочих планов и дополняется данными педагогического контроля. Исходными данными для этапного учета являются данные текущего учета.

Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами предварительного учета позволяет оценить эффективность учебно-тренировочного процесса и внести коррективы в последующий план тренировки.

Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдельных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Он предусматривает фиксацию средств, методов, величин тренировочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния и подготовленности спортсменов, предполагает регистрацию посещаемости, отношение спортсменов к тренировкам и соревнованиям,; объем, интенсивность тренировочных нагрузок; качество усвоения пройденного материала; результатов соревнований, основных данных врачебного контроля.

Оперативный учет является разновидностью текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную информацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, содержании и характере тренировки во время проведения занятий. Эти сведения необходимы для успешного управления тренировочным процессом в ходе одного занятия.

Итоговый учет подводит итоги тренировочной работы и соревновательной деятельности за год или несколько лет. По результатам итогового учета составляется план работы на следующий период. Исходными данными для этого учета служат данные этапных отчетов. Их сравнивают с запланированными данными годового и перспективного планов.

Основными документами учета в спортивной школе являются журнал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсменов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протокол соревнований, личные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.

Журнал учета занятий - один из главных документов учета. Для всех отделений спортивных школ он должен иметь единую форму. Каждый учащийся спортивной школы обязан вести дневник тренировки, в котором фиксируется дата, время и продолжительность занятий; его содержание, дозировка тренировочной нагрузки; спортивные результаты, показанные на соревнованиях. В дневнике записывается, как соблюдается режим, восстановительные мероприятия. В дневник вносятся результаты выполнения контрольных тестов. Данные врачебного контроля позволяет судить о динамике тренированности и оценивать, как воздействует применяемая система тренировки на здоровье спортсменов.

В дневнике спортсмена позволяет ответственнее относиться к процессу тренировки, участию в соревнованиях, советам тренера и врача. Регулярные записи помогают анализировать свои успехи и неудачи. Дневник спортсмена содержит следующие разделы:

личные данные;

характеристика физической, технической, пс

ихологической и т.д. подготовленности;

перспективный план подготовки;

годовые задания по видам по

дготовки;

контрольные задания и результаты их выполнения;

результаты участия в соревнованиях;

записи по каждому заданию и соревнованию, сопровождаемые критическим анализом выполнения индивидуальных заданий, и запись данных контроля;

дневник тренера - документ, отражающий виды планирования и учета тренировочной работы. Основные разделы дневника тренера:

списочный состав команды и краткая характеристика каждого игрока;

анализ рабочих планов подготовки, замечания и выводы;

анализ результатов контрольных заданий;

анализ результатов участия в соревнованиях;

корректирование выполнения рабочих планов.

Учет результатов на тренировках. В процессе тренировки легче, чем в игре, учитывать результативность волейболисток. На тренировке может быть использовано дополнительное оборудование и частично исключена зависимость от партнеров и противника. Преимущество более точной оценки частичного результата на тренировке особенно ярко проявляется в области физической и технической подготовки. Поскольку приведенные тесты представляют собой не только одну из форм контроля результативности, но одновременно служат средством тренировки для улучшения двигательных навыков, то здесь необходима регулярная проверка не является дополнительной нагрузкой в работе тренера. Интервалы между этими проверками определяются в зависимости от резерва времени. Однако проверки должны проходить возможно чаще.

Учет результатов на соревнованиях. В ходе соревнований осуществляется учет по отдельным показателям значительно труднее, чем на тренировке. Использование вспомогательного оборудования исключено, отдельные составные части игры тесно сплетены, противники и партнеры оказывают сильное влияние на качество игры спортсмена. Во время игры можно проанализировать как результаты команды противника, так и результаты свой команды, а также результаты отдельных игроков. Основное правило здесь: чем меньше число игроков, за которыми ведется наблюдение, те лучше общий чет, и наоборот.

Результаты технико-тактических игровых действий учитывается по количеству и качественному уровню. Вся система оценки строится на эффективности техники, успехе в игре. При этом полностью учитывается тот факт, что успех не во всех случаях идентичен качеству исполнения. Если сравнивать полученные данные с результатами более сильного противника, то можно легче увидеть, какие элементы нуждаются в доработке.

С помощью математических методов на основе полученных данных игрового анализа можно вычислить фактор эффективности для каждого игрока и применительно к каждому техническому элементу, чтобы выявить фактическую результативность отдельного игрока в совокупных игровых показателях. Не смотря на достаточную убедительность дифференцированного анализа игры, нельзя не обратить внимание и на сложность его проведения. Для такого анализа требуется несколько наблюдателей, которые должны быть соответственно проинструктированы.

Организационно-методические указания по учету результативности.

Чтобы получить достоверные показатели при учете результативности, следует обращать внимание на ряд обстоятельств. Назовем наиболее существенные из них, которые в равной степени имеют значение как для тестов, так и для анализа игр.

1. Необходимо четко определить цель учета результативности.

2. Нельзя стремиться охватить одним разом все. Хороший тренер постепенно создает систему контроля результативности и совершенствует ее. При этом главное внимание он сосредотачивает на тех факторах, которые являются существенными для его команды и для данной ситуации.

3. Подготовка к учету должна проходить самым тщательным образом (письменные принадлежности, подготовленные формуляторы, инструктаж наблюдателей, необходимые приборы и др.).

4. Учет следует проводить при одинаковых условиях для всех игроков.

5. Учет результативности следует проводить регулярно. Чем больше будет показателей, тем достовернее вывод. Нельзя пытаться делать заключение на основе лишь только однократного контроля результативности или одного анализа игры.

6. Суждения о полученных результатах следует проверять (полностью использовать, но не делать никаких слишком далеко идущих выводов!).

7. Таким образом, в этой глав показала что такое контроль, необходим в учебно-тренировочном процессе, рассказала о требованиях к контролю в игровой и тренировочной деятельности. Прописала что необходимо учесть и проконтролировать тренеру в подготовке волейболистов, какие тесты можно провести на группе (можно внутри группы, а можно и на всей) для определения или повышения результативности в подготовке.

Тренировочная нагрузка - это мышечная работа, совершенная атлетом за тренировку, недельный, месячный, полугодовой и годовой циклы. Основными параметрами тренировочной нагрузки являются:

объем - V,

интенсивность - I ,

количество движений - n ,

время выполнения - t .

Например, атлет выполняет приседания с весом 80 кг по 10 раз в 5 подходах. Объем нагрузки в одном подходе составит:80кгХ10=800 кг. В пяти подходах соответственно - 800кгх5=4000кг . Показатели объема нагрузки удобно записывать в тоннах - целых и десятых. Запись упражнения с указанием объема нагрузки и количества движений (5 подходов х 10 повторений = 50 движений) может выглядеть так:

1.Приседания со штангой на груди 5х80х10; 50

Пример записи одной тренировки:

№ тренировки по порядку День недели Дата

129. Вторник 19.03.01.

1.Приседания со штангой на груди 5х80х10; 50

2.Приседания в ножницы 5х60х(8+8); 80

3.Сгибания ног на тренажере 4х20х10; 40

4.Тяга рывковая 5х100х8; 40

5.Гиперэкстензия 4х25х10; 40

6.Подъемы на голень со штангой 5х120х15; 7.Подъемы ног в висе 5хmax;

8.Подъемы туловища на наклонной скамье 5х10х15;

n = 250 Самочуствие: хорошее

t = 88 мин. Работоспособность: нормальная

Где: V -сумма объема нагрузки во всех упражнениях;, I- интенсивность тренировочной нагрузки, а именно - средний размер нагрузки (рабочего веса) во всех выпо лненных упражнениях: I = V/n;,

n - интегральная сумма количества движений во всех упражнениях;,

t - время выполнения тренировочной нагрузки;.

Такой способ просчета нагрузки принят в силовых видах спорта. Бодибилдинг не является исключением, несмотря на использование специального оборудования, так как все разнообразие тренажерного обеспечения устроено и работает по принципу: отягощение - противовес. Не просчитывается работа на голень и мышцы живота в силу специфичности этих упражнений. Учитывая достаточно высокую регламентированность тренировочного процесса в бодибилдинге и весьма устойчивое соотношение количества работы на основные мышечные партии в структуре тренировочного процесса, такой способ учета нагрузки можно считать достаточно объективным.

На одно тренировочное занятие отводится одна страница дневника, на которой в левом верхнем углу указывается порядковый номер тренировочного занятия, далее день недели и дата. Ниже в порядке выполнения записываются упражнения, количество подходов, рабочий вес отягощения и количество повторений. После подсчета выполненной работы в этой же строке указывается объем выполненной в упражнении работы и количество выполненных движений.

В левом нижнем углу записывается объем выполненной в тренировочном занятии работы - V, интенсивность нагрузки - I, количество выполненных движений - n, время выполнения тренировочной работы - t. В правом нижнем углу страницы в графе “Самочуствие” и “Работоспособность” атлет в произвольных категориях: отличное, хорошее, нормальное, плохое и так далее, делает соответствующие записи о субъективной оценке своего состояния.

Основными учетными и оценочными критериями тренировочного процесса служат количественные (V,n) и качественные (I,t) параметры нагрузки недельного цикла. Квалифицированный тренировочный процесс предполагает обязательное оперирование недельными нагрузочными показателями.

Рассмотрим порядок подсчета и записи недельных нагрузочных характеристик выполненной работы.

Суммарный объем выполненной в недельном цикле тренировочной работы - V суммарное недельное подсчитывается по формуле:

V сум.нед.=V1+V2+V3+V4+V5+V6 ;,

где V1,V2,...,V6 - объем нагрузки каждого тренировочного занятия.

Средний объем нагрузки в одном (условном) тренировочном занятии недельного цикла - V среднее недельное подсчитывается по формуле:

V сред.нед.= V1+V2+...V6/6; или Vсумм.нед./6;, где V1,V2,...,V6 - объем нагрузки в каждом тренировочном занятии, цифра 6 в знаменателе дроби -количество тренировочных занятий в недельном цикле.

Средняя интенсивность выполненной за неделю тренировочной работы - I среднее недельное , считается по формуле: Iсред.нед.=Vсум.нед./N;, где Vсум.нед. - это объем недельной нагрузки, а N - количество движений, выполненных в недельном цикле.

Суммарное количество движений, выполненное в недельном цикле - N суммарное недельное , считается так:

N cум.нед. = n1+n2+n3+n4+n5+n6; где n1,n2,...,n6 - количество движений, выполненных за каждую тренировку.

Среднее количество движений, выполняемое за одно (условное) тренировочное занятие - N среднее недельное , считается по формуле:

N сред.нед.= N сум.нед./6 ;.

Среднее время, затраченное на одно тренировочное занятие в рамках недельного цикла - T среднее недельное , просчитывается по формуле:

T сред.нед.= t1+t2+t3+t4+t5+t6/6;, или T сумм.нед./6;

где t1,t2,...,t6 - время выполнения каждого тренировочного занятия в недельном цикле, цифра 6 в знаменателе дроби - количество тренировочных занятий в недельном цикле.

Рукопашный бой [Самоучитель] Захаров Евгений Николаевич

4.4. УЧЕТ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК

Управление своим тренировочным процессом возможно лишь при наличии информации о выполненных физических нагрузках, изменении уровня развития двигательных качеств, степени овладения техникой движений, функционального состояния Вашего организма и общей работоспособности.

Документальной формой учета необходимых данных является дневник тренировок. В этом дневнике ежедневно записываются показатели выполненных тренировочных нагрузок и самоконтроля.

Посте каждого занятия необходимо не только подробно его записать в дневнике, но и проанализировать, отметив, как переносилась та или иная физическая нагрузка, свои ощущения и наблюдения в процессе изучения базовой техники, а также самочувствие.

Для получения необходимой информации тренировочные нагрузки классифицируются и систематизируются по виду, направленности и специфичности. Нагрузки разного вида - это приемы рукопашного боя, бег, лыжи, плавание, подвижные игры, упражнения с тяжестями и т. п. Направленность нагрузки подразумевает ее воздействие на тот или иной механизм энергообеспечения. Специфичными являются все приемы рукопашного боя и сходные с ними специально-подготовительные упражнения. К неспецифическим относятся упражнения для общефизической подготовки. Показатели нагрузок подразделяются также на частные, суммарные и общие. К частным относят объемы нагрузок в выполнении отдельных приемов или связанных с ними упражнений (подготовительных, имитационных, специально-подготовительных и т. д.), как, например, в «Плане-графике». Суммарные - количество выполненных ударов рукой, ногой или других групп однотипных приемов, объемов нагрузки в различных разделах физической подготовки за какой-либо цикл тренировки - неделю, месяц (мезоцикл), этап, период. В общих объемах отражается суммарное выполнение нагрузок в каких-либо разделах (видах) подготовки за этап, период или за год. Необходимые суммарные и общие показатели тренировочных нагрузок представлены в таблицах 2 и 5.

При общем контроле за выполненной тренировочной работой необходимо учитывать и основные параметры упражнений для последующей классификации и систематизации нагрузок по четырем зонам различной направленности: 1) преимущественно аэробной (Н1); 2) смешанной аэробно-анаэробной (Н2); 3) гликолитичеасой анаэробной (НЗ); 4) алактатной анаэробной (Н4). Регистрацию объемов тренировочных нагрузок поэтому необходимо осуществлять как в количестве повторений (километраже бега, поднятых в ходе силовой подготовки тоннах отягощений и т. п.), так и в показателях затраченного на их выполнение времени (время выполнения упражнения + время отдыха). Если учет нагрузок по частным показателям и количеству повторений более подробно отражает «технологию» подготовки, то учет в обобщенных показателях времени позволяет учесть все выполняемые нагрузки по их физиологической направленности. Обычно у подготовленных спортсменов, занимающихся различными видами единоборств, процентное соотношение общих нагрузок различной направленности составляет: Н1–30–35 %, Н2–50–55 %, НЗ - 5–10 % и Н4–10–15 %. Для самостоятельного распределения нагрузок по зонам их направленности можно воспользоваться таблицей 7.

Значение компонентов нагрузки при распределении тренировочных упражнений по зонам их физиологической направленности

Примечание: Т - длительность упражнений; I интенсивность упражнений: 1 - малая, 2 - умеренная, 3 - большая, 4 - субмаксимальная, 5 - максимальная; остальные обозначения см. по тексту.

Из книги Думай! Бодибилдинг без стероидов! автора МакРоберт Стюарт

Учет калорий Подсчет калорий по диетологическому справочнику – это самое нудное, что есть в бодибилдинге. Но без этого никак не обойтись, по крайней мере, на первых порах.В течение нескольких недель принимайте примерно одинаковое количество калорий, после чего

Из книги Стань сильным! автора Глядя С. А.

3.1. Учет нагрузок и контроль самочувствия Каждый атлет должен обязательно иметь дневник занятий. Он необходим для контроля самочувствия и тренировочных нагрузок, а также для планирования занятий на ближайшие дни, неделю, месяц.Дневник нужен для анализа спортивных удач и

Из книги Подготовка юного тяжелоатлета автора Дворкин Леонид Самойлович

8.3. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность тяжелоатлетов 12 лет Изменения результатов в рывке. Как было отмечено выше, контрольно-педагогические испытания в классическом двоеборье проводились через каждые 4 месяца

Из книги Греко-римская борьба: учебник автора Автор неизвестен

8.4. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность тяжелоатлетов 13 лет Изменения результатов в рывке. В более старшей по возрасту группе юных тяжелоатлетов через 4 месяца тренировок большую величину прироста результатов в рывке

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

8.5. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность тяжелоатлетов 14 лет Изменения результатов в рывке. Четырехмесячная экспериментальная силовая подготовка юных атлетов 14 лет позволила говорить о том, что даже одинаковая

Из книги Гири. Спорт сильных и здоровых автора Воротынцев Алексей Иванович

8.6. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность легкоатлетов 12 лет Бег 30м. В этом упражнении, которое у бегунов на короткие дистанции является тестовым для характеристики быстроты, через 4 месяца лучшими по показателю прироста

Из книги Современный бокс автора Атилов Аман

8.7. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность легкоатлетов 13 лет Бег 30 м. По данным исходных результатов 13-летние легкоатлеты были более быстрыми, чем 12-летние. Тем не менее, большой интерес в этом случае представляло влияние

Из книги Учебник подводной охоты на задержке дыхания автора Барди Марко

8.8. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность легкоатлетов 14 лет Бег 30 м. Вторая подгруппа юных легкоатлетов 14 лет, как и 12-летние спортсмены, через 4 месяца оказалась лучшей по показателю прироста результатов в беге на 30 м

Из книги Триатлон. Олимпийская дистанция автора Сысоев Игорь

10.4. Планирование и учет функциональных нагрузок, тестирование физических качеств и медико-педагогический контроль По мнению ведущих специалистов спорта, резервы дальнейшего повышения тренировочных нагрузок почти исчерпаны. Подготовленность борца в будущем,

Из книги автора

14.4. Учет и отчетность Учет работы секции спортивной борьбы Своевременный и правильный учет работы секции спортивной борьбы позволяет контролировать и направлять ход педагогического процесса, улучшать организационную работу, совершенствовать планирование, обобщать

Из книги автора

12.7. Учет и регулирование функциональных нагрузок (педагогический контроль функциональных состояний) По мнению ведущих специалистов спорта, резервы дальнейшего повышения тренировочных нагрузок почти исчерпаны. Подготовленность борца в будущем, по их мнению, должна

Из книги автора

15.4. Учет и отчетность Учет работы секции спортивной борьбыСвоевременный и правильный учет работы секции спортивной борьбы позволяет контролировать и направлять ход педагогического процесса, улучшать организационную работу, совершенствовать планирование, обобщать

Из книги автора

Из книги автора

Основные параметры планирования тренировочных нагрузок После того, как поставлены цели и задачи спортивной подготовки, следует переходить к определению содержания учебно-тренировочного процесса. Определение необходимого объема теоретических знаний, тактической,

Из книги автора

Принцип постепенного увеличения тренировочных нагрузок Заключается в том, чтобы интенсивность и объем тренировок постоянно возрастали. Мы уже говорили, что организм способен положительно реагировать на постоянно учащающиеся стимулы при условии, что они будут разумно

Из книги автора

Плавательная тренировка, виды тренировочных нагрузок Для того чтобы успешно пройти плавательный этап в олимпийском триатлоне, недостаточно много плавать в бассейне или в открытой воде, пусть даже и с хорошей техникой. Плавать нужно уметь быстро. Но и это еще не все. Вам

Тренировочные нагрузки рассматриваются как важный компонент тренировки, это понятие отражает количественную меру тренировочных воздействий на волейболистов в процессе тренировочных занятий. Выделяют при этом внешнюю, внутреннюю и психологическую стороны нагрузки, составляющих суммарный объем работы, воздействие на организм и психическую сферу спортсмена (Н. Г. Озолин, 1970; Л. П. Матвеев, 1977; Ю. В. Верхошанский, 1985; В. Н. Платонов, 1986).

Внешняя (физическая) нагрузка в тренировке волейболистов определяется показателями общего объема в часах (в годовом цикле, средних циклах и микроциклах); соотношения времени на виды подготовки (техническую, тактическую, физическую, интегральную); количество тренировочных занятий; количество тренировочных заданий различной направленности (количество повторений приемов игры и тактических действий, величина и характер отягощений, длина и скорость пробегания дистанций, количество прыжков и т. д.); доли (в процентах) интенсивной работы в общем ее объеме и т. д.

Внутренняя (физиологическая) нагрузка в тренировке волейболистов характеризуется реакцией организма на выполненную работу (физиологические, биохимические и другие сдвиги). Определяется показателями ЧСС, систолическим объемом, частотой дыхания, потреблением кислорода, кислородным долгом, скоростью накопления и количеством лактата в крови и др.

Психологическая нагрузка в тренировке волейболистов характеризуется волевым и моральным напряжением, эмоциональностью тренировочных заданий, особенно в условиях противоборства с соперником, сенсорной напряженностью и другими сбивающими факторами и переживаниями. Эта нагрузка существенно связана с двумя названными ранее сторонами нагрузки, определяя воздействие на организм волейболиста. Психологическая нагрузка фиксируется в баллах: 1-3 балла - занятие с малой нагрузкой; в 4-5 баллов - занятие со средней нагрузкой; в 6-8 баллов - занятие с большой нагрузкой.

Названные стороны нагрузки составляют функциональное целое. Внешними показателями руководствуется тренер при планировании и контроле, внутренние дают возможность определить их соответствие возможностям организма и влияние на развитие тренированности. Увеличение объема, интенсивности, психологической напряженности тренировочной работы в сочетании с различным по характеру и продолжительности отдыхом приводит к усилению сдвигов в Функциональном состоянии различных систем и органов, к возникновению и углублению утомления. Величина сдвигов зависит от уровня подготовленности и спортивной квалификации волейболистов: одна и та же по характеру нагрузка вызывает меньшую реакцию и более быстрое восстановление у мастеров по сравнению с начинающими.

Тренировочная нагрузка дает тренировочный эффект, оцениваемый по величине изменения состояния волейболиста. Выделяют: срочный тренировочный эффект - это текущая реакция организма на одно тренировочное задание, упражнение; отставленный тренировочный эффект - это изменение состояния спортсмена после тренировочного занятия, то есть суммарного влияния комплекса тренировочных заданий и упражнений; кумулятивный тренировочный эффект - результат последовательного суммирования организмом всех тренировочных эффектов системы тренировочных занятий. Таким образом, в каждом отдельном тренировочном занятии нагрузка должна обеспечить соответствующий эффект, но должна быть логически связана с тренировочными эффектами предшествующих и последующих занятий (Л. П. Матвеев, 1977; Ю. В. Верхошанский, 1985; Я. М. Коц, 1986).

Тренировочные нагрузки имеют определенные характеристики с учетом воздействия на организм спортсменов и достижения тренировочного эффекта применяемых средств. Выделяют следующие характеристики (Н. Г. Озолин, 1970; Л. П. Матвеев, 1977; М. А. Годик, 1982; Ю. В. Верхошанский, 1985; В. Н. Платонов, 1986).

  1. Специфичность нагрузки отражает степень соответствия данного тренировочного средства условиям соревновательной деятельности в двигательной структуре, в режиме работы моторного аппарата и в механизме его энергообеспечения.
  2. Направленность. Характеризует силу воздействия нагрузки на состояние спортсмена с акцентом на развитие того или иного двигательного качества или навыка.
  3. Величина. Определяет количественную меру выполненной тренировочной нагрузки той или иной преимущественной направленности на конкретном этапе годичного цикла.
  4. Продолжительность, заключающаяся в определении оптимальной длительности применения нагрузок той или иной преимущественной направленности.
  5. Интенсивность выражает силу и специфичность воздействия тренировочной нагрузки на организм или меру напряженности выполняемой работы.
  6. Характер отдыха и его продолжительность существенно влияют на степень воздействия применяемых в тренировке средств.

Специфичность тренировочной нагрузки отражает степень сходства, соответствия применяемых в тренировке упражнений с основными параметрами технико-тактических соревновательных действий волейболиста. В этом плане все упражнения можно разделить на основные и вспомогательные. В более широком понимании специфичность находит отражение в адекватности главным соревнованиям. Специфичность связана со сложностью упражнений.

Сложность упражнений определяется по степени их приближенности к игровым условиям, а также по условиям, в которых занимающимся приходится выполнять технические приемы и тактические действия (темп, переключения, количество и сложность игровых фраз и т. п.), а также различные упражнения из специальной физической подготовки. По мере увеличения возраста волейболистов и роста их спортивного мастерства сложность упражнений возрастает, увеличивается их доля в тренировочных средствах, применяемых в учебно-тренировочном процессе.

Направленность тренировочной нагрузки характеризует силу ее воздействия на организм спортсмена и во многом определяет уровень специальной работоспособности волейболиста. С ростом этого уровня необходимо вводить в тренировку более эффективные средства, изменять характер и продолжительность отдыха, число повторений упражнений, их сложность.

Величина нагрузки отражает количественную сторону тренировочных воздействий. Внешняя сторона нагрузки представляет собой количественное выражение выполненной тренировочной работы, внутренняя - степень мобилизации функциональных возможностей организма волейболиста при выполнении тренировочных заданий.

Число повторений упражнения при одних и тех же значениях (интенсивности, продолжительности, характера отдыха) во многом определяет величину ответных реакций организма: выполнение подряд нескольких нападающих ударов, блокирования, приема подачи и т. п.

Количество занимающихся, выполняющих то или иное упражнение, также во многом влияет на характер нагрузки: групповые упражнения, упражнения в парах, упражнения - два партнера против одного, например, при отработке защитных действий и т. п.

Продолжительность упражнений в тренировке волейболистов варьирует в широких пределах - от нескольких секунд до десятков минут. Здесь особенно важно учитывать продолжительность, содержание, насыщенность игровых соревновательных фаз и моделирование этих параметров в тренировке.

Продолжительность зависит от тех задач, которые ставятся в тренировочном занятии с использованием этих упражнений. Варьирование продолжительности и скорости выполнения упражнений приводит к их обеспечению разными энергетическими механизмами. Кратковременное выполнение упражнений с большой скоростью способствует повышению анаэробной производительности, продолжительная работа с невысокой скоростью совершенствует аэробные возможности.

Интенсивность упражнения отражает силу его воздействия и обусловливает характер физиологических сдвигов в организме волейболистов. Интенсивность является важным фактором, обусловливающим положительный тренировочный эффект. Различные уровни интенсивности мобилизуют те или иные функции энергообеспечения, что в конечном счете дает возможность активно влиять на основные параметры приемов игры и эффективность игровых действий юных волейболистов.

Интенсивность нагрузки характеризуется силой отдельных тренирующих воздействий или выполненной в единицу времени работой при серийных воздействиях (скорость в м/с, частота движений, величина отягощений, темп игры и количество выполняемых приемов). Тренировочные воздействия по интенсивности варьируют в широких пределах, в связи с чем выделяют зоны интенсивности для того, чтобы лучше планировать нагрузку и осуществлять контроль (ее оценку). В спортивных играх для этого используется показатель ЧСС. Показатели ЧСС в календарных играх у волейболистов составляют 180-185 уд/мин и доходят до 200 уд/мин (А. В. Беляев, 1983). Кроме этого, интенсивность оценивается в баллах с учетом ЧСС и характера энергообеспечения.

Таблица 2. Шкала интенсивности и оценки в баллах тренировочных нагрузок

Характер отдыха и его продолжительность наряду с интенсивностью во многом определяют величину и характер сдвигов в организме под влиянием упражнений. Одни и те же параметры нагрузки, но при разных интервалах отдыха приводят к разным эффектам тренирующих воздействий. Характер отдыха между выполнением упражнений, между тренировочными занятиями влияет на восстановительные процессы, в итоге - на характер сдвигов, происходящих в организме. В зависимости от задач определяется продолжительность и характер отдыха.

Особое значение имеет характер чередования активных и пассивных фаз в структуре соревновательной деятельности волейболистов.

Распределение тренировочных нагрузок с учетом их основных характеристик: специфичности, направленности, величины, продолжительности и интенсивности в многолетнем аспекте, в годичном цикле по периодам и этапам, в микроциклах и отдельных тренировочных занятиях - имеет важнейшее значение и во многом определяет эффективность тренировочного процесса. Этот процесс зависит от возраста и квалификации волейболистов, требований периодизации, закономерностей адаптации организма к тренирующим воздействиям. В отношении направленности нагрузки выделяют два варианта распределения (Ю. В. Верхошанский, 1985): рассредоточенный и сосредоточенный. В первом случае средства равномерно распределяются в течение года, во втором - они сосредоточиваются на определенных этапах подготовки. В тренировке спортсменов средней квалификации оба варианта приносят положительный эффект. Спортсменам высокой квалификации больше подходит второй вариант.

Тренировочные нагрузки тесно связаны с соревновательными нагрузками. Умелое сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле и многолетней подготовке (четырехлетний олимпийский цикл, этапы подготовки спортивных резервов) во многом определяет эффективность этой подготовки.

Чтобы управлять процессом самостоятельных занятий, необходимо провести ряд мероприятий: определить цели самостоятельных занятий; определить индивидуальные особенности занимающегося; скорректировать планы занятий (перспективный, годичный, на семестр и микроцикл); определить и изменить содержание, организацию, методику и условия занятий, применяемые средства тренировки. Все это необходимо, чтобы достичь наибольшей эффективности занятий в зависимости от результатов самоконтроля и учета тренировочных занятий. Учет проделанной тренировочной работы позволяет анализировать ход тренировочного процесса, вносить коррективы в планы тренировок. Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый учет с записью данных в личный дневник самоконтроля.

Цель предварительного учета - зафиксировать данные исходного уровня подготовленности и тренированности занимающихся.

Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе тренировочных занятий анализируются: количество проведенных тренировок в неделю, месяц, год; выполненный объем и интенсивность тренировочной работы: результаты участия в соревнованиях и выполнения отдельных тестов и норм разрядной классификации. Анализ показателей текущего учета позволяет проверять правильность хода тренировочного процесса и вносить необходимые поправки в планы тренировочных занятий.

Итоговый учет осуществляется в конце периода занятий или конце годичного цикла тренировочных занятий. Он предполагает сопоставить данные состояния здоровья и тренированности, а также данные объема тренировочной работы, выраженной во времени, которое затрачено на выполнение упражнений, и в количестве километров легкоатлетического бега, бега на лыжах и плавания различной интенсивности с результатами, показанными на спортивных соревнованиях. На основании этого сопоставления и анализа корректируются планы тренировочных занятий на следующий годичный цикл.

Результаты многих видов самоконтроля и учета при проведении самостоятельных тренировочных занятий могут быть представлены в виде количественных показателей: ЧСС, масса тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения тестов, спортивные результаты и др. Информация о количественных показателях позволит занимающемуся в любой отрезок времени ставить определенную количественную задачу, осуществлять ее в процессе тренировки и оценивать точность ее выполнения.

Количественные данные самоконтроля и учета полезно представлять в виде графика , тогда анализ показателей дневника самоконтроля, предварительного, текущего и итогового учета будет более наглядно отображать динамику состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, что облегчит повседневное управление процессом самостоятельной тренировки.

К управлению процессом самостоятельных занятий относится дозирование физической нагрузки, ее интенсивности на занятиях физическими упражнениями.

Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если физическая нагрузка недостаточна. Чрезмерная по интенсивности нагрузка может вызвать в организме явления перенапряжения. Возникает необходимость установить оптимальные, индивидуальные дозы физической активности для каждого, кто занимается самостоятельно какой-либо системой физических упражнений или видом спорта. Для этого необходимо определить исходный уровень функционального состояния организма перед началом занятия и затем в процессе занятий контролировать изменение его показателей.

При дозировании физической нагрузки, регулировании интенсивности ее воздействия на организм необходимо учитывать следующие факторы:

  • количество повторений упражнения. Чем больше число раз повторяется упражнение, тем больше нагрузка, и наоборот;
  • амплитуда движений. С увеличением амплитуды нагрузка на организм возрастает;
  • исходное положение, из которого выполняется упражнение, существенно влияет на степень физической нагрузки. К ней относятся: изменение формы и величины опорной поверхности при выполнении упражнений (стоя, сидя, лежа); применение исходных положений, изолирующих работу вспомогательных групп мышц (с помощью гимнастических снарядов и предметов), усиливающих нагрузку на основную мышечную группу и на весь организм; изменение положения центра тяжести тела по отношению к опоре;
  • величина и количество участвующих в упражнении мышечных групп.

    Чем больше мышц участвует в выполнении упражнения, чем они крупнее по массе, тем значительнее физическая нагрузка;

  • темп выполнения упражнений может быть медленным, средним, быстрым.

    В циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает быстрый темп, в силовых - медленный темп;

  • степень сложности упражнения зависит от количества участвующих в упражнениях мышечных групп и от координации их деятельности.

    Сложные упражнения требуют усиленного внимания, что создает значительную эмоциональную нагрузку и приводит к более быстрому утомлению;

  • степень и характер мышечного напряжения. При максимальных напряжениях мышцы недостаточно снабжаются кислородом и питательными веществами, быстро нарастает утомление. Трудно долго продолжать работу и при быстром чередовании мышечных сокращений и расслаблений, ибо это приводит к высокой подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и к быстрому утомлению;
  • мощность мышечной работы (количество работы в единицу времени) зависит от времени ее выполнения, развиваемой скорости и силы при движении. Чем больше мощность, тем выше физическая нагрузка;
  • продолжительность и характер пауз отдыха между упражнениями. Более продолжительный отдых способствует более полному восстановлению организма. По характеру паузы отдыха могут быть пассивными и активными.

    При активных паузах, когда выполняются легкие упражнения разгрузочного характера или упражнения в мышечном расслаблении, восстановительный эффект повышается.

Учитывая перечисленные факторы, можно уменьшать или увеличивать суммарную физическую нагрузку в одном занятии и в серии занятий в течение продолжительного периода времени.

Тренировочные нагрузки характеризуются рядом физических и физиологических показателей. К физическим показателям нагрузки относятся количественные признаки выполняемой работы (интенсивность и объем, скорость и темп движений, величина усилия, продолжительность, число повторений). Физиологические параметры характеризуют уровень мобилизации функциональных резервов организма (увеличение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема).

Тренировочные нагрузки, выполняемые при ЧСС 131-150 уд/мин. относят к "аэробной" (первой) зоне, когда энергия вырабатывается в организме при достаточном притоке кислорода с помощью окислительных реакций.

Вторая - "смешанная", ЧСС 151-180 уд/мин. В этой зоне к аэробным механизмам энергообеспечения подключаются анаэробные, когда энергия образуется при распаде энергетических веществ в условиях недостатка кислорода.

Самочувствие довольно точно отражает изменения, происходящие в организме под влиянием занятий физическими упражнениями. Очень важно при самостоятельных занятиях знать признаки чрезмерной нагрузки.

- процесс утомления нарастает постепенно и сопровождается усилением субъективных ощущений усталости: работоспособность снижается, появляется скованность мышц, дыхание становится частым и поверхностным, сердцебиение учащается, отмечается бледность на лице и желание прекратить работу. В этом случае необходимо снизить нагрузку или временно прекратить занятия.

Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами под руководством преподавателей.

Перспективные планы самостоятельных занятий целесообразно разрабатывать на весь период обучения, т.е. на 4-5 лет. В зависимости от состояния здоровья, медицинской группы, исходного уровня физической и спортивно-технической подготовленности студенты могут планировать достижение различных результатов по годам обучения в вузе и в дальнейшей жизни и деятельности - от контрольных тестов учебной программы до нормативов разрядной классификации.

Студентам всех учебных отделений при планировании и проведении самостоятельных тренировочных занятий надо учитывать, что в период подготовки и сдачи зачетов и экзаменов интенсивность и объем самостоятельных тренировочных занятий следует несколько снижать, придавая им в отдельных случаях форму активного отдыха.

Вопросу сочетания умственной и физической работы следует уделять повседневное внимание. Необходимо постоянно анализировать состояние организма по субъективным и объективным данным самоконтроля.

При многолетнем перспективном планировании самостоятельных, тренировочных занятий общая тренировочная нагрузка, изменяясь волнообразно с учетом умственного напряжения по учебным занятиям в течение года, должна с каждым годом иметь тенденцию к повышению. Только при этом условии будет происходить укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, а для занимающихся спортом - повышение состояние тренированности и уровня спортивных результатов.

В то же время планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом должно быть направлено на достижение единой цели, которая стоит перед студентами всех медицинских групп, - сохранить здоровье, поддерживать высокий уровень физической и умственной работоспособности.

3.5. Пульсовой режим рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста

ЧСС/ПАНО (Частота сердечных сокращений / порог анаэробного обмена) у лиц разного возраста

Исследованиями установлено, что для разного возраста минимальной интенсивностью по ЧСС, которая дает тренировочный эффект, является для лиц от 17 до 25 лет - 134 удар/мин.; 30 лет - 129; 40 лет - 124; 50 лет - 118; 60 лет - 113 удар/мин.

Зависимость максимальной ЧСС от возраста можно определить по формуле: ЧСС (максимальная) = 220 - возраст (в годах).

Порог анаэробного обмена (ПАНО) - уровень ЧСС, при котором организм переходит от аэробных к анаэробным механизмам энергообеспечения, находится в прямой зависимости от физической тренированности от возраста. У тренированных людей - ПАНО выше по сравнению с нетренированными, у молодых выше по сравнению с людьми более старшего возраста.

У средне физически подготовленных людей от 17 до 29 лет ЧСС/ПАНО находится на уровне 148-160 уд/мин., тогда как у лиц 50-59 лет - на уровне 112-124 уд/мин. Чем выше ПАНО, тем в большей степени нагрузка выполняется за счет аэробных реакций. У квалифицированных спортсменов в видах спорта на выносливость ПАНО находится на уровне ЧСС 165-170 удар/мин., при потреблении кислорода, составляющем 65-85% от максимального.

Следует еще раз напомнить, что аэробные реакции - это основа биологической энергетики организма. Их эффективность более чем вдвое превышает эффективность анаэробных процессов, а продукты распада относительно легко удаляются из организма.

Повышений аэробных возможностей занимающихся в основном определяется способностью различных систем организма (дыхательной, сердечнососудистой, крови) извлекать из атмосферы кислород и доставлять его работающим мышцам. Значит, чтобы повышать аэробные возможности, необходимо увеличивать путем регулярной направленной тренировки функциональную